Сейчас 675 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
В центре небольшого зала театральная ширма. Идет кукольный спектакль по мотивам эскимосской сказки «Большое путешествие маленького мышонка». Зрители – ребята из дошкольных групп компенсирующей направленности детского сада № 18 «Звездочка».
Сюжет сказки прост: мышонок рассказывает своей бабушке о трудностях, которые он преодолел во время путешествия по лесу. Ребята включены в интерактивную театральную деятельность: тяжело вздыхают вместе с героем спектакля, когда тому, по его представлению, приходится преодолевать высоченную гору (а на самом деле просто небольшой холмик в лесу), переплывать через озеро (отпечаток копытца оленя, наполненного водой), вместе с мышкой-бабушкой грозят пальчиками, предупреждая самоуверенного мышонка об опасности. В конце спектакля они хвалят храбреца и с удовольствием гладят его ладошками (игрушку специально проносят по зрительному ряду). После спектакля ребята танцуют, собирают ватные снежки в корзину, водят хоровод…
Это небольшое представление – один из эпизодов инклюзивного фестиваля театрального творчества «Радуга», для детей с ограниченными возможностями здоровья и /или инвалидностью и детей с расстройством аутистического спектра. В этом году фестиваль проводится в дошкольных образовательных учреждениях данной направленности в рамках Международного дня инвалидов по тематике «Сказки народов Севера». В остальных детских садах проводятся беседы, занятия «Уроки Добра», «Уроки милосердия», просмотры и обсуждения видеороликов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы.
«По полям, по полям синий трактор едет к нам…»
В Воркуте малыши с ограниченными возможностями здоровья, максимально окружены заботой в широком смысле этого слова. Заходим в одну из групп детского сада: просторное помещение оформлено в светлых тонах, современная белая мебель, множество игрушек и настольных игр, на стенах силуэты деревенских домов, изображение домашних животных, сельских пейзажей – ясно, что это стилизованная деревенька. Другие групповые помещения таким же образом «рассказывают» о городской среде, о путешествиях на всех видах транспорта. В каждой группе из двенадцати дошкольников несколько взрослых: воспитатель, психолог-психолог, учитель- дефектолог и учитель-логопед. Все они проводят индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
Особого внимания заслуживают специальные помещения, где любят бывать дети. В кабинете психолога ребятам особенно нравится «купаться» под сухим душем из разноцветных узких атласных ленточек. Эта незамысловатая процедура снимает эмоциональное напряжение и развивает тактильную чувствительность.
Беседуем с психологом Дианой Елсаковой. Речь идет о детях с нарушением эмоционально-волевой сферы.
– Они не умеют общаться со сверстниками, со взрослыми, – рассказывает Диана Руслановна, – не умеют попросить о помощи. Работая с родителями, объясняем, как надо действовать в той или иной ситуации. Обучаем родителей в тандеме с дефектологом и логопедом. Дети с расстройством аутистического спектра больше нуждаются в социализации, чем в обучении. Мы их учим простым вещам: мыть руки, одеваться, формируем академические навыки. Занятия длятся столько времени, сколько выдерживает ребенок, например, он способен удерживать активное внимание десять минут, значит, столько и занимаемся. Быстрых результатов здесь нет, прогресс можно увидеть лишь спустя время, но это огромная радость для нас с коллегами, когда понимаем, что полезны нашим подопечным.
В зеркальном отражении мелодия покоя
В сенсорной комнате все особенное: угловое зеркало, мягкие маты на полу, пучок светящегося разными огоньками фиброоптического волокна, терапевтическое кресло-куб, пузырьковая труба, тактильная панель и нежный аромат в воздухе от аромамасел.
Педагог-психолог Вера Шерепа подробно рассказывает о предназначении каждого из предметов оборудования этой особо любимой детьми комнаты. Например, детям нравится разглядывать себя в зеркале – так они познают себя. Устройство под названием «бесконечность» помогает развивать зрительный анализатор. Фиброоптическое волокно приятно на ощупь, да еще и светится разноцветными огоньками. Звук воды в пузырьковой трубе успокаивает ребенка, ему интересно наблюдать за тем, что происходит внутри сосуда. Малыш может просто лечь на большой мяч, а педагог в это время сделает ему небольшой массаж…
По словам специалистов, восстановление ребенка зависит от того, насколько правильно подобрано медикаментозное лечение, от систематических занятий с ним и, к сожалению, от ситуации. Случилось, что ребенок заболел – тогда может произойти откат в знаниях и умениях, которыми он уже обладал. И надо начинать все заново.
Кто главный в доме?
Риторический вопрос …Конечно же родители! Однако в ситуации, когда в семье есть особенный ребенок, его интересы и его благополучие стоит поставить выше родительских амбиций и страхов. Ребенок должен посещать такое образовательное учреждение, где ему будет комфортно в общении, где он будет справляться с учебной программой, будет под наблюдением специалистов, которые хорошо ориентируются в его особенностях, что не всегда под силу общеразвивающему детскому саду. У сотрудников «Звездочки» есть немало примеров, когда родители перевели своих детей в их сад и почувствовали эмоциональное облегчение, ощутили профессиональную поддержку и участие.
Знаем, умеем, применяем
Одним из факторов в пользу такого решения должно стать постоянное стремление специалистов детского сада к повышению своей квалификации, расширению знаний в области коррекционной работы.
Заведующий детским садом Светлана Сорнева не просто получила яркие впечатления во время стажировки в Санкт-Петербурге в октябре этого года, когда на примере дошкольного учреждения, где ведется работа с детьми с диагнозом «аутизм», были показаны все стороны работы с ребенком специалистами учреждения, педагогами и родителями. Возвратившись в Воркуту и делясь с педагогами своего детского сада этой информацией, она еще раз убедилась, что те в полном объеме владеют современными подходами, приёмами работы и методиками. Знания и умения стоит уточнить воспитателям компенсирующих групп, поэтому в данный момент ведется работа по обучению педагогов. Они повышают свою квалификацию на специальных курсах в фондах, которые много лет работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и имеют высокие результаты.
Слаженная и согласованная работа педагогов и специалистов детского сада способствует развитию и поддержке семей, воспитывающих детей с особенностями развития.
Римма ЯКОВЕНКО
-----
Источники информации о коронавирусе в России:
https://www.rosminzdrav.ru/ministry/covid19
-----
#Коми #Воркута #Национальныепроекты #Образование #МуниципальнаяМетодическаяСлужба В апреле в Сыктывкаре состоялась Большая педагогическая неделя, приуроченная к Году семьи в России, которая стала уникальным событием для всей отрасли образования и для республики. Она объединила самые значимые конкурсы профессионального мастерства среди педагогов Коми и лучших представителей педагогических сообществ муниципалитетов и районов – победителей местных отборочных этапов. Это были насыщенные событиями, увлекательные и напряженные дни параллельных конкурсных испытаний, в которых приняли участие более 100 педагогов. Еще одной новой традицией стало определение Педагога года Республики Коми. Включились в конкурсную гонку и воркутинские педагоги – лидеры муниципальных этапов конкурсных мероприятий. Все 8 дней профессиональное сообщество города с волнением следило за участием в сложнейших испытаниях своих ближайших коллег: - Игнатюк Светланы Васильевны, учителя математики Средней общеобразовательной школы № 12 («Учитель года России»); - Поповой Ольги Васильевны, воспитателя Начальной школы – детского сада № 1, и Русовой Полины Михайловны, инструктора по физической культуре Детского сада № 11 («Воспитатель года России»); - Касевой Веры Валерьевны, воспитателя Детского сада № 34 («Лучший учитель родного языка и родной литературы» - «Коми велöдысь»); - Тигаевой Ирины...
#Коми #Воркута #Национальныепроекты #Образование #МуниципальнаяМетодическаяСлужба #НовостиВоркутинскихСадов 24 апреля специалисты Детского сада № 18, работающего в инновационном режиме и статусе базовой площадки Школы молодого педагога, провели занятие, ориентированное на передачу уникального опыта по созданию специальных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью. Слушателям ШМП (молодые специалисты дошкольного образования из детских садов № 11, 26, 37, 53, 54, 56, Начальной школы – детского сада № 1, Прогимназии № 1) были предложены интерактивные формы работы, практическая демонстрация игровых приемов и успешных моделей педагогического взаимодействия, решающих коррекционно-развивающие задачи. Педагоги Детского сада № 18 (старший воспитатель Пуденко О.А., учителя-дефектологи Горбовая Т.Ю., Евдокимова М.В., учитель-логопед Ушанова В.В., педагоги-психологи Елсакова Д.Р., Шерепа В.А.) - профессионалы в области инклюзивного дошкольного образования, признанные на региональном уровне, поделились с молодыми коллегами секретами мастерства, представили свои успешные проекты и обобщенную практику работы: - проект «Мама рядом» как эффективная практика сопровождения родителей ребенка с ОВЗ в условиях детского сада; - приемы работы с детьми ОВЗ на примере видеосюжета совместной деятельности с воспитанниками компенсирующей группы; - мастер-класс «Использование интерактивных спектаклей в логопедической работе с детьми ОВЗ&raqu...
24 апреля на базе МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты состоялось занятие Школы молодого педагога, которое было посвящено вопросам воспитательного и психологического аспектов деятельности педагога, а также педагогическим инструментам для работы с отстающими и слабомотивированными учащимися. Практически каждый педагог за годы своей работы сталкивается с пониженной мотивацией учащихся к обучению. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии, отсутствие желания и интереса детей получать знания – одна из основных проблем современной педагогики. Решению данной проблемы и было посвящено прошедшее занятие в Школе молодого педагога. В ходе активного обсуждения молодые учителя совместно с преподавателем Школы молодого педагога – Лекомцевой Натальей Петровной, педагогом-психологом и учителем химии МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты, осветили современные педагогические проблемы, связанные с поддержанием дисциплины в классе и работой с учащимися, имеющими слабую мотивацию к обучению. Во второй части занятия на практикуме «Педагогические инструменты для работы с отстающими и слабомотивированными учащимися» молодые педагоги разбирали возможности использования на уроках технологии критического мышления как метод взаимодействия с такими учащимися. В рамках практикума мо...