Сейчас 502 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Когда заходит речь о развитии инженерного мышления у дошкольников, у большинства представителей старшего поколения перед глазами, скорее всего, возникает сооружение из кубиков. Молодые родители нынешних малышей наверняка представляют себе конструкторы типа LEGO…
В детском саду № 54 «Радуга» четвертый год ведется работа по развитию конструктивно-модельной и технической деятельности воспитанников. На основе конструктора LEGO создана программа «Легобум». На техническое развитие дошкольников направлена программа «Образовательная робототехника», оборудован кабинет «Интеллектуальная студия», оснащенный разнообразными видами и сериями конструкторов Lego Duplo, LEGO Education, Планета STEAM, роботов Aieggi, а также наборами «Мышиный код» («Робомышь») и «Robokids».
О том, как развивают инженерное мышление в «Радуге», подробно рассказала старший воспитатель Юлия Коваленко. Приводим краткое содержание нашей беседы.
Что было вначале… Идея или конструктор?
Конструктор LEGO в детских садах нашего города был давно. Вопрос в том, как он использовался? В детском саду № 54 в какой-то момент натолкнулись на научно-методические разработки российских ученых – педагогов и психологов о том, что в конструкторе LEGO заложен огромный образовательный потенциал. С этого момента в саду стали осознанно систематически подбирать виды конструкторов под конкретные образовательные задачи. Воспитатели в этом виде деятельности следуют принципу: создать условия и не мешать.
Физики или лирики? Мальчики или девочки?
Никаких особых способностей у детей для занятия конструированием не требуется, правда, существует научный факт, который говорит о том, что если ребенок до 7-8 лет не взял в руки конструктор, следовательно, он никогда не будет вовлечен в конструктивно-модельную и в дальнейшем в инженерную деятельность. В дошкольном возрасте и мальчики, и девочки одинаково способны к конструированию.
А что родители?
Должны быть начеку, чтобы в случае, если их ребенок проявляет очевидный интерес к конструкторской деятельности, и дома создать ему соответствующие условия, а также постараться дать ему дополнительное образование технической направленности, например, записать в кружок во Дворце творчества детей и молодежи. В случае, если в доме есть конструктор, а ребенок им не занимается, надо проверить, в доступном ли для ребенка месте он лежит? Может, у малыша есть негативный опыт игры с ним (кто-то сломал его постройку, случайно наступил на деталь и раздавил ее, ругал за разбросанные детали), то есть надо в каждом случае разбираться индивидуально. Если в семье нет возможности купить конструктор, всегда можно взять его в детском саду на выходные.
Каждый «художник» нуждается в признании
Воспитанники «Радуги» уже имеют опыт по представлению своих конструкторских и технических работ на различных уровнях. Так, в ноябре 2021 года команда детского сада «ECOKIDS» заняла первое место в III муниципальном конкурсе робототехнической направленности «ИКаРёнок», в марте 2022 года была удостоена диплома 1степени в номинации «Выполнение заданий «Секреты простых механизмов» регионального отборочного этапа Всероссийских соревнований «ИКаРёнок», а также стала победителем Всероссийского конкурса «Инженерный марафон–2022». В этом году марафон был посвящен теме «Наука. Изобретения. Открытия. Эксперимент».
В детском саду тоже есть свои формы поощрения победителей конкурсов технической направленности. Награды им вручают в торжественной обстановке в присутствии воспитанников, педагогов и родителей под звуки фанфар.
Куда расти
Можно вглубь, можно вширь, а можно и в высоту. Юлия Николаевна считает, что все направления важны. Следует расширять и спектр развивающих конструкторов в детском саду, и изучать методики, современные подходы, новые образовательные технологии, опыт других педагогов, чтобы понять, на каком уровне находится этот вид деятельности в «Радуге», а поднять его можно через участие в различных конкурсных мероприятиях.
Совет коллегам. С чего начать?
– Когда мне говорят педагоги из других детских садов, что у них есть интерес к развитию инженерного мышления у воспитанников, но нет таких конструктов, как у нас, – поясняет Юлия Николаевна, – я предлагаю им вспомнить свое детство, когда практически у всех была заводная курочка или деревянная конструкция с мишками, которые по очереди стучали молоточкам. Это всем хорошо известные динамические игрушки, как раз такие, которые на начальном этапе обеспечивают вхождение в инженерно-конструкторскую деятельность. Сейчас появились их современные аналоги, которые вполне доступны по цене. В этом году мы как раз запланировали в рамках своего методического объединения тему «Динамическая игрушка в детском саду как средство пропедевтики (предварительный вводный курс)». Это очень интересно, когда пластиковые трубочки и стаканчики, цветная бумага, картон и скотч, вдруг начинают двигаться, шевелиться, сами перемещаться. Это и для взрослых занимательно, что уж говорить о детях. С помощью нехитрых устройств дети знакомятся с такими понятиями как сила, ускорение, с другими физическими явлениями и терминами. Это и есть плавное, органичное, интересное вхождение в робототехнику.
Единомышленники
Юлия Коваленко считает, что она – типичный «лирик», поэтому приступала к обязанностям руководителя городского методического объединения технической направленности с большим опасением. Вместе с тем она видела интерес дошкольников к конструированию и что эта деятельность продолжается в школе, понимала перспективность робототехнического направления и
считала своей обязанностью «заразить» работой по этому направлению своих коллег. Сегодня в «Радуге» все воспитатели – ее единомышленники, поскольку детский сад № 54 – ресурсный центр по данному направлению, и развитие инженерного мышления – тема его инновационной деятельности.
-----
Источники информации о коронавирусе в России:
https://www.rosminzdrav.ru/ministry/covid19
-----
#Коми #Воркута #Национальныепроекты #Образование #МуниципальнаяМетодическаяСлужба В апреле в Сыктывкаре состоялась Большая педагогическая неделя, приуроченная к Году семьи в России, которая стала уникальным событием для всей отрасли образования и для республики. Она объединила самые значимые конкурсы профессионального мастерства среди педагогов Коми и лучших представителей педагогических сообществ муниципалитетов и районов – победителей местных отборочных этапов. Это были насыщенные событиями, увлекательные и напряженные дни параллельных конкурсных испытаний, в которых приняли участие более 100 педагогов. Еще одной новой традицией стало определение Педагога года Республики Коми. Включились в конкурсную гонку и воркутинские педагоги – лидеры муниципальных этапов конкурсных мероприятий. Все 8 дней профессиональное сообщество города с волнением следило за участием в сложнейших испытаниях своих ближайших коллег: - Игнатюк Светланы Васильевны, учителя математики Средней общеобразовательной школы № 12 («Учитель года России»); - Поповой Ольги Васильевны, воспитателя Начальной школы – детского сада № 1, и Русовой Полины Михайловны, инструктора по физической культуре Детского сада № 11 («Воспитатель года России»); - Касевой Веры Валерьевны, воспитателя Детского сада № 34 («Лучший учитель родного языка и родной литературы» - «Коми велöдысь»); - Тигаевой Ирины...
#Коми #Воркута #Национальныепроекты #Образование #МуниципальнаяМетодическаяСлужба #НовостиВоркутинскихСадов 24 апреля специалисты Детского сада № 18, работающего в инновационном режиме и статусе базовой площадки Школы молодого педагога, провели занятие, ориентированное на передачу уникального опыта по созданию специальных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью. Слушателям ШМП (молодые специалисты дошкольного образования из детских садов № 11, 26, 37, 53, 54, 56, Начальной школы – детского сада № 1, Прогимназии № 1) были предложены интерактивные формы работы, практическая демонстрация игровых приемов и успешных моделей педагогического взаимодействия, решающих коррекционно-развивающие задачи. Педагоги Детского сада № 18 (старший воспитатель Пуденко О.А., учителя-дефектологи Горбовая Т.Ю., Евдокимова М.В., учитель-логопед Ушанова В.В., педагоги-психологи Елсакова Д.Р., Шерепа В.А.) - профессионалы в области инклюзивного дошкольного образования, признанные на региональном уровне, поделились с молодыми коллегами секретами мастерства, представили свои успешные проекты и обобщенную практику работы: - проект «Мама рядом» как эффективная практика сопровождения родителей ребенка с ОВЗ в условиях детского сада; - приемы работы с детьми ОВЗ на примере видеосюжета совместной деятельности с воспитанниками компенсирующей группы; - мастер-класс «Использование интерактивных спектаклей в логопедической работе с детьми ОВЗ&raqu...
24 апреля на базе МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты состоялось занятие Школы молодого педагога, которое было посвящено вопросам воспитательного и психологического аспектов деятельности педагога, а также педагогическим инструментам для работы с отстающими и слабомотивированными учащимися. Практически каждый педагог за годы своей работы сталкивается с пониженной мотивацией учащихся к обучению. Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии, отсутствие желания и интереса детей получать знания – одна из основных проблем современной педагогики. Решению данной проблемы и было посвящено прошедшее занятие в Школе молодого педагога. В ходе активного обсуждения молодые учителя совместно с преподавателем Школы молодого педагога – Лекомцевой Натальей Петровной, педагогом-психологом и учителем химии МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты, осветили современные педагогические проблемы, связанные с поддержанием дисциплины в классе и работой с учащимися, имеющими слабую мотивацию к обучению. Во второй части занятия на практикуме «Педагогические инструменты для работы с отстающими и слабомотивированными учащимися» молодые педагоги разбирали возможности использования на уроках технологии критического мышления как метод взаимодействия с такими учащимися. В рамках практикума мо...